Признаки поломки компрессора автокондиционера

Особенности ремонта автомобильных кондиционеров, связанные с выходом из строя деталей компрессора. Причины поломок компрессора автокондиционера.

Принципиальных различий в работе автомобильного кондиционера от обычного холодильника нет, несмотря на то, что эти агрегаты значительно отличаются по конструкции. Автокондиционер — это герметичная система, в которую закачаны фреон и специальное масло, обеспечивающее смазку деталей системы. «Сердцем» всей конструкции является компрессор. Его функция — сжатие фреона, находящегося в газообразном состоянии, вследствие чего он нагревается и поступает в радиатор по металлическим трубкам. Уже в радиаторе сжатый и нагретый фреон охлаждается при помощи вентилятора.

Как и любой из функциональных элементов системы, компрессор автокондиционера может выйти из строя. «Детекторами» поломки автокомпрессора зачастую служат следующие признаки:

  • Не функционирует муфта компрессора по причине оплавления катушки либо износа подшипника шкива. При этом напряжение, как правило, продолжает подаваться на катушку.
  • Монотонный шум, исходящий от кондиционера в выключенном виде. Наиболее частая причина — заклинивание компрессора вследствие перекоса шкива.
  • Перепады давления на манометре на линии всасывания и нагнетания при работающем автокомпрессоре.

Основные причины разгерметизации компрессора автокондиционера

По статистике, львиная доля всех поломок автокомпрессора связана с его разгерметизацией. Нарушение герметичности системы обуславливает утечку хладагента, вследствие чего кондиционер перестает справляться со своей основной функцией — обеспечивать комфортную температуру в салоне авто. Не стоит сравнивать этот процесс с естественной утечкой хладагента через трубки и уплотнения системы, которая составляет около 15% от общего числа жидкости в течение года. Естественная утечка хладагента происходит крайне медленно и не способна повлиять на функциональность системы. При разгерметизации компрессора хладагент вытекает гораздо быстрее и при отстуствии мер по ликвидации кондиционер способен полностью высохнуть за 3-4 месяца. Но утечка хладагента — лишь одно из последствий нарушения герметичности компрессора. При разгерметизации вовнутрь системы попадают грязь и конденсат, а масло начинает подтекать в нижнюю часть компрессора.

Самая частая причина разгерметизации — износ резиновых уплотнителей между деталями сальника. Особенно часто этим «болеют» автомобили, срок эксплуатации которых составляет более 25 лет. В теории сальник реально заменить, не демонтируя компрессор. Но на практике сделать это крайне сложно из-за ограниченности места в пространстве под капотом. К тому же, для замены сальника требуется разъединить не только шлицевое, но и шпоночное соединение, что невозможно без применения гидравлического пресса. Еще один этап работ при замене сальника, который невозможно выполнить в гаражных условиях — регулировка зазора между прижимной пластиной и шкивом посредством подкладки специальных шайб. Для выполнения столь тонкой работы требуется демонтаж компрессора, выполнение которого в соответствии со всеми технологическими нюансами возможно только на СТО.

Другая причина утечки хладагента — истончение или разрыв уплотнения между частями компрессора автокондиционера. При его замене также требуется демонтаж кондиционера и частичная его разборка. В современных моделях компрессоров используются уплотнители двух типов:

  • уплотнительные кольца круглого сечения (O-ring);
  • металлизированные прокладки.
компрессор автокондиционера давление

Проверка давления в системе автокондиционирования

Диагностика утечки хладагента

Лет двадцать назад отдельные умельцы активно практиковали диагностику утечки хладагента при помощи газовой горелки. Этот способ основан на свойстве фреона окрашивать пламя изумрудным цветом: если при подношении к кондиционеру цвет пламени менялся, можно было говорить об утечке хладагента. Данный метод является не только дилетантстким, но и крайне опасным, ведь при сжигании фреона выделяется токсичный газ фосген. В настоящее время утечку фреона диагностируют более прогрессивно:

  • с помощью течеискателей;
  • с помощью ультрафиолетовых красителей.

Течеискатели представляют собой приборы со светодиодными датчиками, которые реагируют на концентрацию фреона в воздухе. Недостатком диагностики при помощи течеискателей является невозможность точного определения участка утечки, они показывают только приблизительную область разгерметизации. Чтобы определить трубку, из которой происходит утечка, применяют т.н. УФ-красители. Такой краситель заливается вместе со свежей порцией фреона и смазочного масла в систему и затем включается ультрафиолетовое освещение. Выступающая в местах утечки жидкость укажет на участок прорыва.

После ликвидации протечки хладагент, в который добавлен УФ-краситель, сливать не обязательно — наличие добавки никак не влияет ни на функциональность кондиционера, ни на его безопасность.

Чем грозит несвоевременная промывка системы?

При этом далеко не каждый автовладелец, столкнувшись с подозрительными шумами из недр компрессора или другими признаками его неисправности спешит на СТО, ведь на функциональности системы эти явления не сказываются (до поры до времени!) Проще «добить» компрессор и заменить на новый, не тратясь лишний раз на диагностику — так рассуждают многие водители. И очень удивляются тому, что в ходе замены компрессора обнаруживаются дополнительные дефекты системы, которые ощутимо бьют по карману владельца авто при ремонте. Коварство эксплуатации неисправного автокомпрессора в том, что продукты его износа (сточенный металл и графит) оседают на других элементах кондиционера, в частности на терморегулирующем клапане и ресивере.

При установке нового компрессора на кондиционер весь этот мусор активно всасывается в его детали. В результате у новой детали возникнут те же проблемы — шум, перепады давления и т.д. Учитывая, что стоимость компрессора на некоторых моделях кондиционеров может доходить до 1000 у.е., позволить себе ежемесячную его замену могут разве что очень богатые люди.

Значительно продлить срок эксплуатации разгерметизированного автокомпрессора помогает промывка системы кондиционирования авто. Этот технологический процесс предусматривает следующие этапы:

  • демонтаж всех деталей кондиционера;
  • подключение системы к промывочному агрегату;
  • закачка в систему промывочной жидкости;
  • замена ресивера и терморегулирующего клапана (при необходимости), замена расходников (хомутов, уплотнительных колец и т.д.).
  • сборка системы.

Солидные автосервисы практикуют промывку всех деталей системы по отдельности. Это вызвано отнюдь не стремлением заработать на клиенте побольше. Промывка каждого агрегата по отдельности предусматривает возможность визуального контроля процесса и гарантии качественного исполнения работы. В некоторых автосервисах предлагают промывку системы без разборки ее на запчасти с помощью спецоборудования. Стоимость такой услуги на порядок ниже, чем промывки с полной разборкой, но добиться полной очистки деталей таким способом невозможно. Дело в том, что при разгерметизации автокомпрессора жидкий фреон способен спрессовать пыль и частицы металла до очень твердой массы, удалить которую проблематично даже вручную, при полной разборке. Струя промывочной жидкости, пущенная со спецоборудования, тем более не справится с такой задачей. Поэтому экономия на промывке системы, так же, как и езда с неисправным компрессором автокондиционера — мина замедленного действия, взрыв которой может обернуться непредвиденными тратами для хозяина авто.

Комментировать »

Alexey | 03.04.2016 | В рубриках: ремонт

Адрес для трекбека | Comments RSS

Оставьте отзыв